Стандарты второго
поколения.
В Национальной
образовательной инициативе «Наша новая школа» определены основные
направления развития общего образования, одним из которых является обновление
образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность
раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном
мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные
стандарты, включающие в себя три группы требований: требования к структуре
образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных
программ и требования к результатам их освоения.
Для достижения
обозначенной задачи требуются системные изменения в содержании образовательной
деятельности школы и управлении ею.
Существующие в настоящее время образовательные
стандарты(2004г) не дают желаемых результатов, так как не соответствуют целям
опережающего развития. Это означает, что изучать в школе необходимо не только
достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся детям в
будущем. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников
зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь
развития страны.
Приоритетной целью современного
российского образования становится полноценное формирование и развитие
способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать
алгоритм её решения, контролировать учебный процесс и оценивать полученный
результат, т.е научить учиться.
Начальная школа является составной
частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащённого
развития личности ребёнка. Педагоги начальной школы призваны учить детей
творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую
инструментом саморазвития самосовершенствования, умеющую находить эффективные
способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически
мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Новые стандарты предъявляют требования не
только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в
школе. Стандарты личностно – ориентированы, направлены на взаимодействие семьи и школы. Такое
сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении
личности ребёнка, благополучном вхождении его в образовательную среду
огромную роль играют родители. ФГОС
второго поколения многогранен, он затрагивает множество аспектов . Стандарт
адресован прежде всего взрослым и описывает то, чему должны учить и научить ребёнка. Причём учить
желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно. Нынешний
стандарт принимается как общественный договор личности, семьи, государства,
всех заинтересованных сторон. Поэтому рассматривается прежде всего как совокупность
требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), требования
к результатам образования (чему научить) , а также к условиям, которые должны
быть в школе обеспечены, чтобы она могла добиться в очерченных рамках
результатов, в которых заинтересована семья и сам ребёнок. Обобщённый результат
освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования может быть
представлен в следующих личностных характеристиках выпускника (« портрет
выпускника начальной школы»):
- любознательный,
активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный
к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ,
свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый
самостоятельно действовать и отвечать за
свои поступки перед семьёй и обществом;
- доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать
своё мнение;
- выполняющий правила
здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни .
Стандарт предполагает
реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной
деятельности. Содержание занятий должно
формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей). Внеурочная деятельность состоит их шести основных направлений:
спортивно – оздоровительное, художественно эстетическое, научно –
познавательное, военно – патриотическое, общественно – полезная деятельность ,
проектная деятельность . Дополнительная – внеурочная нагрузка на ребёнка- не
более 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность в первых и вторых классах в нашей школе реализуется через дополнительное образование (дом
творчества, школу искусств) спортивную секцию. Хочется отметить , что
содержание занятий формируется с учетом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) . Вся информация
по внеурочной деятельности для первых
классов представлена родителям на
общешкольном родительском собрании в начале учебного года , где они и определились
, куда будет ходить их ребёнок во
внеурочное время.
Здоровье учеников
остаётся актуальным вопросом, с нового 2012/2013 учебного года во всех классах
введён третий час физкультуры, а в 4 классах по программе духовно –
нравственного развития учащихся введён
предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
Для успешной
реализации образовательного процесса в
начальной школе по новым стандартам нам
не достаточно материально – технической
базы: каждый кабинет должен быть оборудован : современной комбинированной
доской, выполняющей функции меловой, маркерной, интерактивной и экрана;
стационарно – закреплённого проектора, раздаточного материала. Хочется сказать,
что от идеальных условий реализации ФОГС
мы далеко, но первые шаги в этом направлении уже есть. Школа получила две интерактивных доски, видеокамеру, фотоаппарат, справочную
литературу, учебные пособия, наглядные пособия, спортивный инвентарь,
обеспечили всех учащихся первых и вторых
классов учебниками. Педагоги начальной школы непрерывно повышают свой профессионализм в
соответствии с требованиями ФГОС : участвую с
районных методических объединениях , проводят открытые уроки ,
сотрудничают с ДОУ и ДО, участвуют в семинарах проводимых на базе Забайкальского института переподготовки кадров работников образования.
|